Как же переменилось все с той весны 1945-го… Страну не узнать. Мы — другие. Кажется, только цвет неба остался прежним. Да запах весенних цветов. Да привкус слез. Сколько раз «сиротела» и обновлялась наша история, менялись генсеки, президенты, но ни разу еще не споткнулся календарь на дате «9 Мая».

Солдат и офицеров, не вернувшихся с полей сражений Великой Отечественной войны, из села Лямбирь - 329. Из семьи Нугаевых воевали на фронте пятеро детей – сестра и четыре брата: Идрис, Ильяс, Хусаин, Хасян. Вернулась только их сестра – Алия. Погибли три брата Егорчиковых: Али, Летфулла и Сафиулла. Три брата Бикчуриных: Исмаил, Идрис и Искандяр. Воевали три сына Алукаева Ахмета Невмятулловича: Ибрагим, Хайдар и Хаким. Глава семейства умер в госпитале от тяжелых ран, полученных в боях за Сталинград.
«ДОВЕРЕНО ЗАЖЕЧЬ ОГОНЬ СЛАВЫ»
В октябре 1977 года в Лямбире был открыт памятник павшим воинам Великой Отечественной войны 1941-1945 года. Зажечь Огонь славы было доверено ветерану войны Х.Х. Аймуранову. Свой фронтовой путь Хайдар Хусаинович Аймуранов начал в составе Калининской мотострелковой дивизии с первых дней войны. Но вскоре, после тяжелого ранения, попал в госпиталь на два с половиной месяца. Затем учился в танковом училище, после которого – опять на фронт, в самое пекло войны, командиром экипажа. Смерть обходила Аймуранова стороной, хотя много раз смотрела ему в лицо. Первый раз, еще до учебы в танковом училище, немецкий самолет «загнал» нашего земляка в колодец. Был еще один случай, который также привел в госпиталь и опять на два с лишним месяца. Аймуранова послали к реке за водой. Вдруг из кустов выскочил фашист. Какое-то мгновенье, и все в глазах потемнело. Прикладом автомата немец разбил ему голову... Танк Аймуранова давил пулеметные «гнезда», расстреливал машины с фашистами, жег вражеские танки. Его машина побывала под Москвой, в Карсунь-Шевченковской операции, освобождала Орел и Тулу, с боями прошла по земле Польши и Румынии. Войну Аймуранов закончил в Берлине. Среди его наград два ордена Красной Звезды, Славы III степени, Отечественной войны II степени. После войны работал на разных участках и должностях в колхозе «Победа». Строил дороги, возводил мосты, восстанавливал народное хозяйство.
Взял в плен 28 гитлеровцев
Абдулгафур Хуснетдинович Салимов перед войной успел поработать первым секретарем РК ВЛКСМ, председателем Лямбирского сельского Совета. С 1 октября 1941 года воевал в качестве заместителя командира 46 гвардейского кавалерийского полка по политчасти в звании майора. Человек исключительной отваги и мужества, он принимал участие в масштабных боевых операциях Красной Армии, среди которых в качестве примера можно выделить штурм города Дебрецена. 17 и 18 октября позиции полка были атакованы двадцатью немецкими тяжелыми танками. Салимов личным примером воодушевлял бойцов на отражение вражеских атак. В ходе боев полк уничтожил 19 танков, тысячи немецких солдат и офицеров, большое количество техники, 300 немцев было пленено. Любимец полка, Абдулгафур Хуснетдинович в трудные моменты боев всегда находился в боевых порядках. Характерный эпизод из наградного листа: «В бою за село Новое-Белое Салимов ворвался в штаб противника, захватил 28 гитлеровцев, доставил в штаб дивизии на немецкой автомашине с немецким водителем».
«Я СЕМЬ РАЗ ГОРЕЛ В ТАНКЕ»
Кагармян Алиуллович Биктеев, уроженец села Лямбирь, служил в Прикарпатском военном округе, когда началась Великая Отечественная война. Бывший тракторист был зачислен в танковое соединение. 22 июня 1941 года у реки Секрет проходило учебно-тактическое учение. Тут и поступило сообщение о начале войны. Танковая рота, в составе которой Биктеев вел свою машину к городу Тернополь, попала под бомбежку. Танк Кагармяна был подбит, а сам он ранен в руку. Через полтора месяца Кагармяна Алиулловича выписали из госпиталя и направили на Сталинградский тракторный завод. Чуть позже, на только что собранном танке – под Москву. Участвовал в параде 7 ноября 1941 года. После парада - сразу в бой на Ленинградский фронт. «Семь раз за войну я горел в танке», - вспоминал ветеран. Вернувшись домой, работал на тракторе, растил хлеб. К фронтовым орденам Красной Звезды и Отечественной войны прибавилась еще одна награда - 17 февраля 1975 года Указом Президиума Верховного Совета Мордовской АССР ему было присвоено звание «Заслуженный работник сельского хозяйства».
ПАРТОРГ АСЫМ ТАНЕЕВ
Отслужив действительную службу в Москве, Асым Джемалетдинович Танеев, а ему довелось служить в охране Кремля, весной 1941 года вернулся домой. А в 1942 году он был отправлен в школу снайперов, где Танееву было присвоено звание «младший лейтенант». 23 июня 1943 года попал на Третий Белорусский фронт, командовал стрелковой ротой. В августе они оказались в окружении, выходили с боями к своим, в это время Асым Джемалетдинович получил первое ранение. После госпиталя вернулся на фронт. Принимал участие в освобождении Белоруссии. В 1945 году, во время штурма имения Геринга, его ранило во второй раз. Потом был Вильнюс, где Танеев служил до 1946 года. Был награжден орденами Отечественной войны второй и первой степеней, медалями «За отвагу», «За взятие Кенигсберга». Домой вернулся весь израненный – пробитая штыком рука, серьезное ранение в ногу и другие едва залеченные раны. Вспоминать пережитое Танеев не любил, но всеже как - то раз поделился с женой, Верой Ивановной Бородулиной, воспоминаниями о боях за Кенигсберг: «Там даже канавы для стока воды вдоль дорог были заполнены кровью». После войны Асым Джемалетдинович окончил партийную школу, работал в райкоме партии, в 70-е годы был секретарем парторганизации объединенного колхоза «Нива». Односельчане знали, что к нему можно было обратиться в любое время дня и ночи, помогал всем, кто приходил за помощью или просить совета. |