Медсестра Наимя Чуракова PDF Печать E-mail

Записки петербургского краеведа Альмиры Наимовны Тагирджановой о татарах,
выходцах из Черемишева (окончание, начало в №21, №22)

Заслуга краеведов и в том, что они делают достижением истории факты из прошлого, мимо которых проскользнул взор исследователей.  Казалось бы, что необыкновенного в биографии уроженки Черемишево, ветерана войны Наимы Ибрагимовны Чураковой (1921 г.р.), но краевед смог выявить такие краски ее биографии, которые нарисовали портрет уникальной личности, наделенной целостным характером.
Многочисленная семья Чураковых в связи с разрухой в конце 1920-х гг. уехала из деревни в Ленинград, если точнее, в Петергоф. Все мужчины работали в Балтийском пароходстве или на Балтийском заводе. В те времена, когда зимой порт в Ленинграде закрывался, рабочих переводили в Мурманск, где порт работал круглый год. О начале войны Наима-ханум услышала в Мурманске. Она добровольцем пришла в военкомат и получила направление на Карельский фронт, где в 10 км от передовой создавался армейский госпиталь. Нужно сказать, что в 1940 г. в Мурманске девушка окончила вечернее отделение медучилища. Работать было необходимо, положение в их семье было сложным. Они голодали. Мать, как жена врага народа, не могла устроиться на работу, а детей было пятеро. Дело в том, что в 1938 г. в кругу знакомых татар отец сказал, что крестьяне в колхозах живут хуже, чем жили раньше. Последовал донос, по которому вместе с Ибрагимом был арестован и его брат Садык. Возможно, дело осложнило и то обстоятельство, что их отец Файзрахман был в родном селе муллой. С августа 1941 г. хрупкая, небольшого росточка Наима оказывала первую помощь раненым. Бойцы удивлялись: таких девочек в армию берут? А в период затишья она выступала в концертах вместе с агитбригадами перед бойцами буквально на передовой. Переодевшись в платье, девушка читала стихи. Особенно запомнилось ей выступление на концерте в 1942 г., посвященном 25-летию Октября, когда читала стихотворение Л. Озерова «Бабий яр». Реакция бойцов была потрясающей, они буквально рвались в бой! Нельзя не сказать о том, что медсестра Чуракова упоминается в документальной повести писателя В.П. Беляева. В предисловии к книжке, изданной в 1943 г. в Архангельске, автор писал: «Повесть “Залив в тумане” написана мной после того, как я своими глазами на Мурманском участке Карельского фронта посмотрел благородную работу врачей и сестер, возвращающих в строй раненых и больных защитников Советского севера. В трудных условиях полярной природы, под несмолкающий вой пурги, нередко под бомбами врага они оказывают помощь пострадавшим советским воинам так же умело, как делали это еще в мирное время в светлых, прекрасно оборудованных госпиталях Москвы и Ленинграда. И они добиваются отличных результатов, ибо возвращают в строй восемьдесят три процента раненых и больных, попавших в их руки. Такого успеха не знала еще ни одна армия мира. В повести зачастую даются подлинные факты и реально существующие люди, действовавшие на правом фланге фронта Отечественной войны». Приведем небольшой фрагмент из одного сюжета: «...Окончив процедуру Чуракова обмыла над ванной теплой водой ногу и руку Симаченко — потемневшая грязная вода забулькала, уносясь в сточную трубу...». Отметим интересную деталь: главного героя повести ленинградца лейтенанта Симаченко, автор «поселил» в доме за мечетью на Мичуринской улице.  
В марте 1945 г. Наима Чуракова оказалась в Рыбинске, куда была передислоцирована их часть, потом получила направление на Дальневосточный фронт. Демобилизовалась в декабре 1946 г. После войны Н.И. Чуракова, следуя за мужем-офицером, переезжала из одного города в другой и служила в профессиональных театрах в Мурманске, Клайпеде, Риге, Кандалакше и др. По возвращении в Ленинград она служила в Малом драматическом театре. Потом, чтобы иметь возможность больше внимания уделять семье, вернулась к своей основной специальности, работала в различных медучреждениях, и вечерами спешила на репетиции и спектакли в Народный театр Выборгского дворца культуры, с которым выезжала на гастроли даже в Москву. Все ее родственники, пережившие суровые блокадные дни и вернувшиеся с фронта, продолжали жить в Петергофе, одним из них был Хамза Мубинович Чураков, кадровый офицер, орденоносец, участник парада Победы 1945 г.
В жизни тех поколений была еще послевоенная разруха, восстановление народного хозяйства, голод, работа на фабриках и заводах в три смены. Супруги Мадина и Абдулла Базеевы старались помогать молодым вдовам всем, чем могли. Спустя годы автору доводилось слышать от состарившихся детей тех женщин слова благодарности и доброй памяти. Вот таким причудливым образом оказались вплетены судьбы нескольких татарских семей, проживавших в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде. Ко всем героям этого очерка автор имеет прямое отношение. Арибджан Асабин — прадед по материнской линии; Навмятулла Салямов — прадед по отцовской линии; Муса Бигеев — дед мужа; Наима Чуракова — двоюродная сестра бабушки по отцовской линии. Абдулла Базеев — дед по матери, а другой дед Низамитдин Салямов погиб в самом начале войны под Витебском. Он прислал единственное письмо, в котором сообщил жене, что везут на фронт, обмундирование выдали, а винтовок нет. Черемишевцы должны помнить ветеранов войны Мухаммедшу Базеева (племянника Абдуллы) и Исхака Максутова (брата бабушки автора), а также еще одного прадеда автора по отцовской линии Сибгатуллу Максутова, по прозвищу «субагач», которые прожили здесь всю жизнь.

 

Найти на сайте

Ulti Clocks content

Календарь

2024
Апрель
ПВСЧПСВ
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345

Счетчик посещений

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня2246
mod_vvisit_counterВчера9166
mod_vvisit_counterНеделя41715
mod_vvisit_counterПрошлая неделя49997
mod_vvisit_counterМесяц143707
mod_vvisit_counterПрошлый месяц212761
mod_vvisit_counterВсего16201548

МЕСТНАЯ РЕКЛАМА