(Продолжение, начало в номере за 16 октября) Аналогичный случай зафиксирован в селе Чеберчино Дубёнского района. И.Д. Воронин, ссылаясь на местного краеведа, писал, что в этом селе существовали три резко отличающиеся между собой общины: обрусевшая мордва, бывшие русские крепостные крестьяне и племя буртасов. В настоящее время, как известно, Чеберчино является русским селом.
Можно предположить, что в противоположных случаях, когда буртасы проживали отдельными деревнями, они сохраняли свою веру, язык и культуру и в какой-то период времени стали называться татарами – мишарями. По мнению большинства историков Мордовии татарские селения Лямбирского района были основаны в середине 17 в. темниковскими татарами – мишарями, которые принимали активное участие в строительстве и несении охранной службы на Атемарско – Саранской сторожевой линии. Однако некоторые другие исследователи (например, И.Д. Биккинин) считают, что по крайней мере такие сёла, как Аксёново и Татарская Тавла существовали задолго до этого. Если это так, то основателями сёл Аксёново и Татарская Тавла могли быть только буртасы. При взгляде на карту Мордовии можно мысленно представить себе территориальную полосу, которая тянется от с. Аксёново на восток через с. Пичеуры и далее к Чеберчино. В пределах этой полосы могли существовать и другие буртасские селения. Например, при межевании земель в начале 18 в. в архивных документах упоминается мусульманское кладбище возле села Мокшалей, Чамзинского района. Мокшалей в настоящее время - эрьзянское село, и предположительно проживавшие там буртасы могли быть ассимилированы ими. Между Пичеурами и Чеберчино находятся расположенные рядом татарское село Ломаты и русское – Мачказёрово. По данным пятой (1795 г.) и шестой (1811 г.) ревизии в Мачказёрово проживали ясашные и служилые татары, общее число которых в 1811 г. составляло 38 мужских душ. Они вполне могли быть буртасами или их потомками. В особенности это касается ясашных татар, которые платили подати (ясак) в пользу государства и не выполняли обязанности по несению охраны на сторожевой линии. Из ревизских сказок (списков) видно, что татары в Мачказёрово постепенно обращались в православие. Если в 1795 г. там было лишь трое новокрещен, то в 1811 г. их число увеличилось до 8 мужских душ. Вероятно дальнейшая христианизация татар в Мачказёрово в итоге привела к их обрусению. В Ломатах процесс христианизации шёл с большим трудом. В 1811 г. там насчитывалось 249 мужских душ служилых татар и 49 мурз. Из них лишь 15 мужских душ зарегистрированы в качестве новокрещен. Следует заметить, что татарские селения в 18 в. и начале 19 в. существовали и несколько южнее Ломат, а также по правому берегу Суры напротив села Чеберчино в пределах Карсунского уезда. По крайней мере часть из них также могла быть основана буртасами. В материалах пятой ревизии 1795 г. кроме всего прочего указывались данные о том, в каких деревнях выбирали себе жён и куда выдавали замуж своих дочерей жители того или иного селения. Что касается Пичеурских буртас, то они выбирали супругов чаще всего в родном селе, а также в ближайших русских селениях. Однако есть несколько случаев когда избранницы проживали в Мачказёрово, Ломатах и деревне Маково Котяковской округи, Карсунского уезда. Чем можно объяснить выбор спутниц жизни в столь отдалённых и трудно доступных селениях? На наш взгляд, это можно объяснить только этническими связями, которые продолжали сохраняться между пичеурскими буртасами и их соплеменниками в упомянутых деревнях. (Продолжение в следующем номере). |