О происхождении мишарей PDF Печать E-mail

(Продолжение, начало в номере за 16 октября)
Аналогичный случай зафиксирован  в селе Чеберчино Дубёнского района. И.Д. Воронин, ссылаясь на местного  краеведа, писал, что в этом селе существовали  три резко  отличающиеся между собой  общины: обрусевшая мордва, бывшие русские крепостные крестьяне и племя  буртасов. В настоящее время,  как известно,  Чеберчино является  русским селом.
Можно предположить, что в противоположных случаях, когда буртасы проживали отдельными деревнями, они сохраняли свою веру, язык и культуру и в какой-то период  времени стали называться татарами –  мишарями.
По мнению большинства историков Мордовии татарские селения Лямбирского района были  основаны в середине 17 в. темниковскими татарами – мишарями, которые принимали активное участие в  строительстве и  несении  охранной службы на Атемарско – Саранской сторожевой линии. Однако некоторые другие исследователи (например, И.Д. Биккинин) считают, что по крайней мере такие сёла,  как Аксёново и Татарская Тавла существовали задолго до  этого. Если это так, то основателями сёл Аксёново и Татарская Тавла могли быть только буртасы.
При взгляде на карту Мордовии можно мысленно представить себе территориальную  полосу, которая тянется  от с. Аксёново на восток через с. Пичеуры и  далее к Чеберчино. В пределах этой полосы могли существовать  и другие буртасские  селения.  Например, при межевании земель  в начале 18 в.  в архивных документах  упоминается мусульманское кладбище возле села Мокшалей, Чамзинского района. Мокшалей в настоящее время  - эрьзянское село, и предположительно проживавшие  там буртасы могли быть ассимилированы ими.
Между Пичеурами и Чеберчино находятся расположенные  рядом татарское село Ломаты и русское – Мачказёрово. По данным пятой (1795 г.) и шестой (1811 г.) ревизии в Мачказёрово проживали ясашные  и служилые татары, общее число которых  в 1811 г. составляло 38 мужских душ. Они вполне могли быть  буртасами или их потомками. В особенности это касается  ясашных татар,  которые платили подати (ясак) в пользу государства и не выполняли  обязанности по  несению охраны на сторожевой линии.
Из ревизских сказок (списков) видно, что татары в Мачказёрово постепенно обращались в православие. Если в 1795 г. там было лишь  трое новокрещен, то в 1811 г. их число увеличилось до 8 мужских душ. Вероятно дальнейшая  христианизация татар в Мачказёрово в итоге привела к их обрусению.
В Ломатах процесс  христианизации шёл с большим трудом. В 1811 г.  там насчитывалось  249 мужских душ служилых татар и 49 мурз. Из них лишь 15 мужских душ зарегистрированы в качестве  новокрещен.
Следует заметить, что татарские селения  в 18 в.  и начале 19 в.  существовали и несколько  южнее  Ломат, а  также  по правому берегу  Суры напротив села Чеберчино в пределах Карсунского уезда. По крайней мере часть из них  также могла быть основана буртасами.
В материалах пятой ревизии 1795 г.  кроме всего  прочего  указывались данные о том, в каких деревнях  выбирали себе жён и куда выдавали замуж своих  дочерей жители того или иного селения. Что касается Пичеурских буртас,  то они выбирали супругов чаще всего  в родном селе, а также в ближайших русских селениях. Однако есть несколько случаев когда  избранницы проживали в Мачказёрово, Ломатах и деревне Маково Котяковской округи, Карсунского уезда. Чем можно объяснить выбор  спутниц жизни в столь отдалённых  и трудно доступных  селениях?
На наш взгляд, это можно объяснить  только этническими связями,  которые продолжали  сохраняться  между пичеурскими буртасами и их соплеменниками в упомянутых деревнях.
(Продолжение в следующем номере).

 

Найти на сайте

Ulti Clocks content

Календарь

2024
Апрель
ПВСЧПСВ
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345

Счетчик посещений

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня9275
mod_vvisit_counterВчера8341
mod_vvisit_counterНеделя40904
mod_vvisit_counterПрошлая неделя55638
mod_vvisit_counterМесяц191033
mod_vvisit_counterПрошлый месяц212761
mod_vvisit_counterВсего16248874

МЕСТНАЯ РЕКЛАМА