Пензятка/ ЧТОБЫ ДИКОГО ПОЛЯ НЕ СТАЛО PDF Печать E-mail

Образование села Пензятка исследователи относят к 1640 году, когда из Темникова отселились служилые татары и мурзы, поверстанные в казачью службу на Атемарскую сторожевую черту. В 1642 писцом Семеном Вельяминовым в Атемарской писцовой книге указано:

«Опричь Шечкеевского острожку полковым же казакам отхожие татарские слободы. Слобода татарская на левой вершине речки Пензы на правой стороне, что писалися в службу в Шечкеевский острожек в полковые казаки, селятся ново Танашка Ишьев с товарищи пятьдесят человек. И той татарской слободы полковым казакам отмерено дикого поля добрые земли 1060 четвертей в поле, рядовым казакам по 20 четвертей, потому, чтобы близко Шечкеевского острожку против государева указа дикого поля не стало».



Таким образом, служилые татары села Пензятка были приписаны к Шишкеевскому Острогу, тогда как татары других сел были в ведении  Атемара.
К началу 18 века служилые татары переводятся в разряд пахотных солдат и становятся уже казенными или государственными крестьянами. С 1718 года были приписаны для разработки корабельных лесов, то есть, стали привлекаться к исполнению феодальных повинностей. Однако, они всегда помнили о тех, кто проторил первые тропы в Диком поле, и гордились своим происхождением.
К началу 20 века в Пензятке было четыре улицы: Симай очы, Ахын очы, Таер очы, названные по фамилиям основателей Ахуновых, Симаевых, Тагировых, четвертая — Тяре карак очы (буквально переводится как «Переулок укравших крест») – несла в себе информацию о крещеных татарах. Такие названия встречаются в нескольких татарских селах, в том числе, и в Лямбире. С установлением советской власти улицы переименовали на Московскую, Казанскую, Саранскую, Горьковскую.
В начале 30-х годов прошлого столетия двадцать восемь хозяйств, среди которых семьи К.С. Абаева, Х.М. Байбикова, М.Т. Салямова, Х.С. Якушкина, объединились в колхоз «Хоррият» (Свобода). Возглавил его Абдулла Алькаев. Примечательно, что одной их первых трактористок была местная девушка Айша Бикчурина, а водителем первой автомашины ГАЗ-А - Завьялов Б.К.
В связи с образованием Лямбирского района в 1933 году, Пензятка стала центром сельского Совета, в который вошли село Тарасполь, деревня Щербаково. В 1938 году в селе появилось сельпо, затем пекарня, в которой во время войны сушили картофель и отправляли на фронт.

 

 



Шишкеевский уезд

был образован в составе Пензенского наместничества в 1780 г. в ходе административной реформы Екатерины Второй на землях, при Петре Первом в 1708 г. приписанных к городу Саранску. При Павле Первом в связи с реорганизацией российских наместничеств в губернии и упразднением Пензенского наместничества распущен, а его земли переданы в Инсарский уезд Симбирской губернии.
В первый год царствования Александра Первого (в сентябре 1801 г.) в составе Инсарского уезда передан во вновь организованную Пензенскую губернию, составив северную часть этого уезда. В дальнейшем в качестве самостоятельной административной единицы восстановлен не был. Уездным центром был город Шишкеев, возникший в 1638 г., как один из опорных пунктов Белгородско-Симбирской засечной черты. В 1798 г. оставлен за штатом.
На старых картах можно видеть, что границы Шишкеевского уезда вплотную подходят к селу Лямбирь (Саранский уезд). А из краткой экономической характеристики, данной в Генеральном межевании от 1789 года, можно узнать, что часть территории  лямбирцам была «спорами отведена» в Шишкеевском уезде. Речь, скорее всего, идет о землях вблизи Новой Михайловки, входящих в состав именно этого уезда. Кстати, старожилы Лямбиря называют Новую Михайловку «Яна иль», поскольку они переселились из Старой Михайловки («Иске иль»). Это свидетельствует о том, что Новая Михайловка была заселена позднее Лямбиря.

Во время генерального межевания (1782-89 годы) деревня Пензятка характеризуется следующими данными:

Деревня Татарская Пензятка крещеных и некрещеных татар. Количество дворов 151. По ревизии душ 1082. Речки Большой Пензятки на правой сторонах, а вершины оной по обеим сторонам. Земля чернозем, лес строевой: дубовый, осиновый, липовый. Татары на положенном казенном окладе.

В 1894 в селе было 285 дворов (2 057 чел.); 2 мечети, 2 учебных заведения.
В 1913 - 2 татарские школы, 3 хлебозапасных магазина, 9 ветряных мельниц, 2 маслобойки, кузница, 14 лавок.
***
Деревня Щербаковка Федора Ивановича, Сергея, Петра и Александра Ивановых детей Новиковых, Леонтия и Егора Тимофеевых, Прасковьи Никифоровой дочери Девлеткильдеевой, крещеных и некрещеных татар. Количество дворов - 44, по ревизии душ - 308.
Оврага безымянного на правой, а Щербаковского ключа по обе стороны в даче. На речке Мокрой Пензятке мучная мельница об одном поставе. Земля чернозем, хлеб средствен, покосы худы, лес дровянной. Татары на положеном казенном окладе.

Глядит история со старых фотографий

Мы продолжаем поиск старых фотографий из семейных архивов. Вот еще одна находка. На пожелтевшей послевоенной фотографии запечатлен Атаулла Максутов с сыновьями, вернувшимися с войны.
Семья Максутовых в Щербакове - старинного духовного звания. Муллы четырех поколений создавали строгий высокодуховный уклад этой семьи, имевшей огромное влияние на все село. Фяттяхутдин – сын муллы Фяхретдина, продолжив родовую традицию, стал еще и преподавателем. На месте родового гнезда Максутовых располагалось медресе. В начале XX века Риза Фяттяхутдинович Максутов, получив высшее духовное образование в Стамбуле, два года прослужив настоятелем Бухарской мечети, вернулся в родное село и продолжил семейную традицию. Муэдзином мечети был его дядя Атаулла.
В годы революции медресе было упразднено. А в тридцатых годах Максутовых лишили сана, а имущество                   конфисковали.
Злая пора раскидала их родных по свету. Атаулла временно осел у родственников в Подмосковье, а Риза через некоторое время вернулся в район и поселился в Тарасполе, в крохотном стареньком доме, откуда отправились в большой полет его многочисленные дети. Воспитание и образование, данные отцом, помогли им не только «встать на крыло», но и воспарить высоко в социалистическом «поднебесье». Ахать стал главным бухгалтером огромного производственного объединения в городе Фрунзе, Вахит – директором производственного комбината при министерстве иностранных дел СССР. Сын Атауллы Камиль - единственный строитель в республике, удостоенный высокого звания «Лауреат Государственной премии СССР в области архитектуры и                       строительства».
Героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны братья Максутовы Вяли и Фатих Атаулловичи и Вахит Резеевич. На Фатиха Атаулловича Максутова в феврале 1943 года пришла похоронка, в которой сообщалось, что он погиб в бою и похоронен в деревне Степановка Орловской области. Родственники намеревались совершить поминальный обряд. Но отец Фатиха, мулла Атаулла, проснувшись утром, заявил:
— Фатих кыллыкта. (Фатих жив, но находится в рабстве. Я видел вещий сон о нем).
И действительно, в жестоком бою Фатих был контужен, потерял сознание. Очнулся от пинка кованным немецким сапогом.
Так Фатих оказался в плену. В бараке лагеря встретился с уроженцем Лямбиря Казаковым Садыком. Выждав подходящий момент, под покровом ночи земляки убежали из лагеря. Скрывались на свекольной плантации. Но обессилевшим пленникам далеко уйти не удалось: погоня с собаками настигла к вечеру.
И все же Садыку вторая попытка побега удалась. А вот Фатих настолько обессилел, что уже не мог поддержать товарища в этом очень рискованном деле.
Его освободили из концлагеря в 1945 году. Домой Фатих вернулся с основательно подорванным здоровьем и туберкулезом в последней стадии. Через 9 месяцев его не стало.

 

Найти на сайте

Ulti Clocks content

Календарь

2024
Апрель
ПВСЧПСВ
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345

Счетчик посещений

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня923
mod_vvisit_counterВчера8204
mod_vvisit_counterНеделя52619
mod_vvisit_counterПрошлая неделя55900
mod_vvisit_counterМесяц210511
mod_vvisit_counterПрошлый месяц212761
mod_vvisit_counterВсего16268352

МЕСТНАЯ РЕКЛАМА