Забытые подвижники PDF Печать E-mail

Сегодня вниманию наших читателей мы предлагаем статью кандидата социологических наук Руслана Агишева, напечатанную в газете «Юлдаш» в номере 34 от 28 августа. В своей публикации он касается такого феномена, как авлия, незаслуженно забытом в среде татар.

Такого человека в Индии люди уважительно называют гуру, в Афганистане – пир, в Турции – баба, в Таджикистане – вали, в Чечне – шейх, вкладывая в это наименование не столько этнический, сколько особый религиозный и философский смысл. Именем авлия, как объясняют исламоведы, в старину называли «праведных» мусульман, достигших особого уровня богобоязненности. Они строго и неукоснительно соблюдали все предписания Ислама и пользовались непререкаемым авторитетом и уважением среди сельчан за мудрость и прозорливость, за что некоторые религиоведы по аналогии с христианской традицией их  называют «мусульманскими святыми».
По целому ряду причин (длительная борьба с религией, неоднозначное отношение в мусульманском сообществе региона к феномену авлия и т.д.) к настоящему моменту народная память сохранила достаточно скудные и противоречивые сведения об авлиях среди татар Республики Мордовия. В одних селах старожилы помнят только имена таких односельчан, в других могут показать лишь места захоронения, а в третьих, не осталось ни имен, ни прозвищ.
Село Латышовка Кадошкинского района остается одним из  тех сел республики, где еще можно отыскать  следы жизни таких людей. Старожилы помнят около десятка авлиев, запомнившихся местным жителям не только особым усердием в строгом исполнении религиозных обрядов, но и неприятием материальных соблазнов светского мира. Это Гэльсем авлия-кызы, Хафиз-мулла, Хасян-мулла, Катяб-мулла, Исмаил-мулла.
Особенным уважением и авторитетом в селе в начале прошлого века пользовался Сяйфулла-мулла, заслуживший своими мудрыми поступками, человеколюбием и аскетичностью образа жизни среди односельчан обращение авлия. При жизни к нему нескончаемым потоком шли люди за пастырским утешением и житейским советом, за разрешением соседских и семейных споров, видя в нем беспристрастного судью и настоящего Учителя. Таинственный ореол святости, мудрости и прозорливости после смерти Сяйфуллы-муллы был перенесен и на его могилу, у которой еще несколько десятилетий назад некоторые сельчане делились с праведником своими проблемами, бедами и несчастьями. Студенты рассказывали о тяжелых контрольных испытаниях на экзаменах, люди средних лет просили за своих болеющих родственников. Пожилые же односельчане просто приходили помолиться, веря, что у могилы авлия молитва будет точно услышана Богом.
Признаком особого уважения современников к памяти Сяйфуллы-муллы можно считать и выбранное для его упокоения место. Это просторное открытое место в северо-восточной части сельского кладбища, окруженное двенадцатью могилами безвестных авлиев.
Оставляя за скобкой вопросы религиозного характера (настоящий он святой или нет, можно ли ему поклоняться или нет, и т. д.) и отвечая на них самостоятельно, заметим лишь следующее. Настолько ярким и однозначно положительным образ человека мог сохраниться в памяти людей лишь в том случае, если Сяйфулла-мулла, действительно, был крайне незаурядной личностью,   ставшей на долгие десятилетия для других сельчан морально-нравственным авторитетом.
В этой связи невольно задаешься вопросом, а сколько еще десятков или сотен таких людей, выбравших тяжелый путь духовного самосовершенствования и подвижничества, мы случайно или неслучайно стерли из своей памяти?
Просьба ко всем, кто имеет какую-то информацию об уроженцах Мордовии, подпадающих под определение авлия, рассказать о них в письме в редакцию или сообщить по электронной почте Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript .

Были свои авлия и андия (женщины) и в татарских селах нашего района. К сожалению, имена многих из них сегодня забыты по вполне понятным причинам, о которых уже говорил автор текста.
Кстати, «авлия» с арабского переводится, как «друзья Аллаха». Многие из них знали наизусть Коран, умели толковать его. Их так и звали «Коран-хафизы» - толкователи Корана. И сегодня муллы в татарских селах, таких, как Щербаково, Лямбирь, во время чтения хутбы (проповеди) перед прихожанами часто вспоминают  авлия и андия. Упоминается и село Тарасполь. Почему именно оно? До наших дней дошли сведения, что на старом кладбище Тарасполя хоронили авлия и андия из семи близлежащих татарских деревень .
Что также интересно, жители Пензятки называют это место «кереметь», хотя это и мордовское название места для моления. А вот слово  созвучно арабскому  кярямят - «Чудеса Аллаха».
Что касается самих авлия, сведения о них приходится собирать по крупицам. Так, известно, что в Лямбире один из них был из рода Яхиных. К нему ходили даже на могилу просить за себя и своих близких. Якобы, после похорон, его могила светилась в течение сорока дней.
Наверняка, существуют и другие сведения, сохранившиеся в памяти людей старшего поколения. Поэтому в свою очередь мы также обращаемся к нашим читателям с просьбой, если вы владеете какой-либо информацией, или слышали рассказы стариков, какие-либо предания, поделитесь с нами. Ведь это тоже часть богатейшего наследия духовного прошлого. И такие материалы, без сомнения, будто интересны для самой широкой читательской аудитории. И к тому же, все эти люди заслужили, чтобы их имена не были забыты потомками.
Подготовил
А. МИХАЙЛОВ

 

Найти на сайте

Ulti Clocks content

Календарь

2024
Март
ПВСЧПСВ
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Счетчик посещений

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня5681
mod_vvisit_counterВчера7321
mod_vvisit_counterНеделя28159
mod_vvisit_counterПрошлая неделя52728
mod_vvisit_counterМесяц187171
mod_vvisit_counterПрошлый месяц202161
mod_vvisit_counterВсего16032251

МЕСТНАЯ РЕКЛАМА