«Айти огород» на пришкольном участке Печать

Занятиям сельскохозяйственным трудом сегодня уделяется большое внимание на самом высоком уровне.  В последнее время, к примеру, в больших городах даже стало потребностью заниматься трудом на земле круглый год. Создаются так называемые «айти огороды» в  строениях тепличного типа, в которых есть все необходимые условия для выращивания овощей. Сделанные руками детей и декорированные по своему вкусу грядки находятся в онлайн режиме видеонаблюдения, чтобы юные огородники, находясь дома, могли наблюдать за ростом и развитием собственноручно посаженных растений. И это вовсе не очередное модное веяние пока только состоятельных родителей, а давно известное и испытанное средство воспитания детей трудом, но только на современном уровне.

 


Диктуемый самим временем огромный потенциал воспитания используем и мы на уроках технологии по сельскохозяйственному труду и на пришкольном учебно-опытном участке в летнее время. До настоящей высокой техники нам, конечно, ещё далеко, но свои первые шаги – пусть пока в ознакомительной форме – делаем, и не без успехов. В этом учебном году ученица первого класса Беспалова Кристина со своим проектом «Многоярусный лук», руководителем которого была учитель начальных классов Кузнецова Ирина Александровна, на Всероссийском конкурсе проектных и исследовательских работ «Юный исследователь» стала победителем. Её труд на земле обернулся сторицей полученным урожаем лука и, что самое важное для неё,  знаниями.
Предыдущие годы для ведения полевых работ были не самыми благоприятными и не особо баловали нас. Жаркая погода как по заказу стояла чуть ли не с ранней весны, иссушала накопленную за зиму влагу. На пришкольном участке приходилось организовывать полив. Благо, водопроводная система находится рядом. Порой было даже интересно наблюдать, как над грядкой в мелких капельках дождевания появлялись разноцветные полоски радуги. Но живая картина природы омрачалась почвенной коркой, которая образовывалась после искусственного дождя. Такой полив требовал рыхления прикорневой части растений.  
В один из таких моментов ребята сами пришли к мысли о создании другой системы полива, которая экономила бы время и биоресурсы и совершенствовала одновременно всю технологическую цепочку в овощеводстве. Поинтересовались, что есть в библиотеках, в Интернете. Из множества найденных вариантов выбрали капельное орошение как наиболее удобное и применимое в наших условиях. За создание мобильного устройства капельного полива взялся ученик девятого класса Захаров Ярослав и через несколько дней, когда устройство уже было готово, провёл его испытание прямо на участке.
Здесь, на пришкольном участке, учащиеся в свободное от учёбы время в манере беседы фантазируют о будущем, погружаются в историю огородного дела и знакомятся с выдающимися личностями русского земледелия, узнают об их достижениях и прикасаются к духу народного творчества. А умельцев в огородном деле в прошлом было немало. Старания только одного Ефима Андреевича Грачёва подняли русское огородное ремесло до самого высокого уровня. Он умело сочетал сельскохозяйственный бизнес с творчеством. На международных выставках  второй половины 19 столетия Грачеву было присуждено 11 золотых, 41 серебряная и 11 бронзовых медалей. Не имея специального образования, он собирал урожаи по некоторым культурам «в сорок четыре раза больше, чем высеивал».  В это трудно поверить, но так было.
На своих «полевых уроках» частенько приходится рассказывать и о том, как умели мастера-огородники защищать свои овощи и от разных напастей. Заборы, плетни с кувшинами и горшками на кольях защищали огороды от забредших случайно животных и злых духов. В своих проектах по технологии мальчики, когда изготавливают декоративные заборчики, обращают на народные традиции особое внимание. Ведь когда-то их сверстникам приходилось выполнять эту ответственную обязанность. В пёстрых нарядах дети бегали по полю и отпугивали от посевов назойливых пернатых. На многих участках хозяева ставили наскоро сбитые и разодетые в лохмотья чучела, имитируя с их помощью постоянное присутствие в огороде человека, пугающего своим видом непрошеного гостя. В последнее время пугалу на приусадебном участке отводится декоративная роль. Видякина Ксения своего огородного героя-долгожителя представила на международный творческий конкурс «Сказочные фантазии» в форме проекта «Пугало огородное». Её работа была отмечена дипломом победителя 3 степени. Ксения и сегодня продолжает совершенствовать этот образ, дополняя внешними и шумовыми эффектами.
Ф. Г. Сандин, учитель технологии  Александровской средней школы

 

 
niceText