Вековой юбилей Печать

В 2018 году исполняется 100 лет государственной архивной службе России и 90 лет архивной службе Республики Мордовия.

История архивного дела тесно связана с историей первых документов. Распространение письменности, развитие государственного аппарата и появление письменных приказов, договоров и переписей обусловило необходимость сохранения подобного рода бумаг. Первоначально роль архивов выполняли монастыри, в которых появилась должность «ларник». Такое название первые архивариусы получили потому, что все документы хранились в ларях. Ответственные лица принимали бумаги, вели учет и обеспечивали их физическую сохранность. Позже такие должности стали появляться при государственных учреждениях - отраслевых приказах и ведомствах. Было это, примерно, в X веке, который можно считать началом истории архивного дела в России.  
16 июля 1712 года – очень важная дата в истории архивного хранения информации. В этот день было издано постановление о создании Московского сенатского архива с указаниями ведения реестров документов, составления описей.
В советское время также большое внимание уделялось архивному делу. Предложение по созданию единой государственной системы архивного дела было поддержано 1 июня 1918 года. Был создан Единый Государственный Архивный Фонд, а также орган государственного управления – Главное управление архивным делом. Пошел долгий процесс создания новых ведомственных и государственных архивов и реорганизации старых архивных предприятий.
В 1936 году был подготовлен список районов Мордовской АССР, где должны были быть организованы районные архивы, в связи с чем датой образования Лямбирского районного архива можно считать 1936 год.
В настоящее время в Лямбирском архиве находится более 22 тысяч единиц хранения, то есть, документов постоянного срока хранения. Только за полгода туда поступило более пятисот запросов, и было дано около двух тысяч консультаций. А ведь в этой службе трудятся всего два человека: заведующая отделом муниципального архива Лариса Каюмовна Альмяшева и заведующая отделом архива дел по личному составу Альфия Харисовна Нугаева.
Перечень вопросов, по которым обращаются к ним граждане, весьма обширен. Это выписки из похозяйственных книг о проживании, наличии земельных участков, копии решений, постановлений, распоряжений по всем сельским поселениям. Обращаются в архив и те, кто в детские годы или будучи  подростком, в летние месяцы работал в сельхозпредприятиях района, им нужно  подтверждение трудового стажа.
Весомую помощь  в работе нашего муниципального архива оказывает консультант архивного управления Министерства культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия Григорьева Галина Ивановна, которая около сорока лет работает в данной сфере.
От редакции. В свою очередь, коллектив редакции благодарен сотрудникам муниципального архива и Галине Ивановне Григорьевой. Ведь они оказывают неоценимую помощь при подготовке краеведческих материалов.

 
niceText